Главная » Статьи » Мои статьи

Портрет одаренного ребенка
 Портрет одаренного ребенка.
 
   Что же такое «одаренность» и как она проявляется в маленьком ре­бенке? Чаще всего это ранняя речь, большой словарный запас, необы­чайная внимательность, любопытство и отличная память. Большинство психологов, занимающихся проблемой одаренности в нашей стране и за рубежом, придерживаются такой точки зрения: одаренность могут «увидеть» только специально подготовленные люди, для этого они должны проанализировать следующее: выдающиеся способности ребенка; потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные успехи в одной или более областях; интеллектуальный уровень, специфические способности обучению, творческое или продуктивное мышление, достижения в изобразительном и исполнительском искусстве; психомоторные навыки.
   Три взаимосвязанные составляющие, которыми определяется одаренность это - опережающее познавательное развитие, высокие показатели психосоциального развития и физические данные. Одаренные дети «впитывают» информацию об окружающем мир особенно в 2-4 года. Лучшим предвестником школьных успехов, по наблюдениям некоторых психологов, была способность трехлетних детей следить одновременно за двумя или более происходящими вокруг событиями. Такие дети очень любопытны: «А как это устроено?», «Почему это происходит?», «Что будет, если сделать так?» Им необходимо активно исследовать окружающий мир, и они часто не терпят каких-то ограничений на свои исследования.
   Стремление к познанию и стимулированию разума для одаренного ребенка - чувства, аналогичные голоду и жажде. Ученые утверждают: у одаренных и талантливых детей биохимическая электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным «аппетитом» и необыкновенными способностями «переваривать» интеллектуальную пищу. Одаренные дети уже в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Может быть, поэтому любимое увлечение одаренных детей - коллекционирование. Много радости доставляет им приведение своих коллекций в порядок, систематизация и реорганизация предметов коллекции. Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их целью.
   Отличается и речь одаренных детей, для них характерен большой словарный запас, сложные синтаксические конструкции, умение ставить вопросы. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события. Талантливые дети с удовольствием занимаются сложными и долго­срочными заданиями и не любят готовых ответов. Их отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая интересна. Завершение какого-либо интересного сооружения из песка или плотины на ручейке для одаренного ребенка гораздо важнее, чем время обеда или накрапывающий дождь. Чувство справедливости, свойственное одаренным детям, прояв­ляется очень рано. У них с малолетства существуют личные системы ценностей. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо от­кликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Посмотрев передачу по телевизору, такие дети вытряхивают копилку, чтобы по­слать деньги тяжело больной девочке. Для поддержания внутреннего равновесия одаренного человека ему совершенно необходимо чувство юмора.
   Талантливые дети любят несо­образности, игру слов, «подковырки», часто видят смешное там, где их сверстники его не обнаруживают. Одаренные малыши постоянно пытаются решить проблемы, которые пока им «не по зубам». С точки зрения развития такие попытки очень по­лезны. Но поскольку одаренные дети в некоторых областях достигают того, что недоступно для их сверстников, сначала их родители, а потом и сами дети склонны ожидать такого результата во всех начинаниях. В раннем детстве одаренные дети так же эмоционально зависимы, нетерпеливы, неуравновешенны, как и их ровесники. Порой они более красноречивы, поскольку умеют выражать себя лучше, чем большинство их сверстников. Однако замечательные речевые способности могу привести к тому, что взрослые неверно воспринимают уровень эмоци ональной зрелости одаренного ребенка. А это приводит к эмоциональным перегрузкам.
   Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи: ведь они способны вообразить множество опасных ситуаций объектов, последствий реальных событий. Они также чрезвычайно восприимчивы к любому поведению окружающих, а особенно - к молчаливому напряжению, которое по какому-либо поводу может возникать вокруг них. Одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их другими детьми с более «простым» мышлением. Это развивавает в них негативное восприятие самих себя, что подтверждается многими исследованиями. Для формирования здорового самовосприятия чувства полноценности им необходимо общение с такими же одаренными детьми, причем с самого раннего возраста.
 «Ботаник» или крепыш.
 Физическое развитие.
 
  Существуют два соперничающих стереотипа физических харак­теристик одаренных детей. Первый - это тощий, маленький, бледный «ботаник» в очках. Другой представляет, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Хотя второй образ предпочтительнее первого, оба они далеки от истины. Современные данные говорят о том, что нет никакого смысла делать заключения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей. Замечено, что талантливые взрослые люди отличаются высоким энергетическим уровнем и довольно низкой продолжительностью сна. Это свойственно и совсем маленьким детям. Большинство родителей утверждает, что их одаренные дети в младенчестве спали очень мало и быстро отказались от дневного сна.
 
Авдеева Н. Портрет одаренного ребенка. С. 40-41.
Категория: Мои статьи | Добавил: Галина (09.01.2010)
Просмотров: 758 | Теги: Портрет одаренного ребёнка | Рейтинг: 1.6/11
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: