Ответы на билеты смотрим в:
1. учебниках по обществознанию;
2. специальных сборниках;
3. на сайте, ссылка на который помещена ниже.
 
Удачи на экзамене!
 
http://allgdz.ru/index/ehkonomika/0-477
 
 
 
Билет №1
 
1. Религия, ее роль в жизни современного общества.
2. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых на 1993г. Получили около 40% общего дохода наследия страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?
3. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему "Как компьютер помогает в учебе”. Кого бы из своих одноклассников вы бы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?
 
Билет №2
 
1. Власть. Роль политики в жизни государства.
2. Люди, жившие в первой половине ХХ века, не знали ни телевизора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. Каковы выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?
3. Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие действия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки телевизора до истечения гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?
 
Билет № 3
 
1. Право, его роль в жизни государства и общества.
2. Испанский социолог М.Кастельс вывел следующую формулу постиндустриального общества:” Я думаю, следовательно, я произвожу”.Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем ещё характеризуется данное общество?
3. На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную магистраль, чтобы заставить власти прекратить начавшуюся вырубку находящегося рядом старинного парка. Как вы поведете себя? Объясните вашу позицию.
 
Билет №4
 
1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
2. "Общество существует ради сильного государства” или "сильно государство надежно служит обществу”? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете верным и почему?
3. На улице вы стали свидетелем ограбления пожилого человека и пришли в милицию, чтобы рассказать о происшедшем. Как вы должны вести себя при снятии свидетельских показаний? Что при этом должны предпринять следственные органы? Почему?
 
Билет № 5
1.Политический режим. Демократия.
2."Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду и от этого выигрывает все общество" - так сформулировал основной принцип рыночной экономики ученый А.Смит. Раскройте смысл этого утверждения и аргументируйте его.
3.На территории, примыкающей к заповеднику, региональные власти решили строить нефтеперерабатывающий завод. Население региона разделилось на два лагеря: защитников природы, выступающих против этого строительства и сторонников открытия нового предприятия, позволяющего решить серьезную для данной территории проблему безработицы. Вы оказались в группе местных жителей, в которой спорили сторонники той и другой позиции. Какую из этих позиций вы готовы поддержать? Какие аргументы вы приведете?
 
Билет №6

1.Правоохранительные органы в Российской Федерации.
2.Русский философ И.А.Ильин считал, что необходимо" научить народ самостоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую задачу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.
3.Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области).Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.
 
Билет№7

 
1.Биологическое и социальное в человеке.
2.Ученые сделали попытку изучить воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объемов производства. Согласно их оценкам около 30% этого роста происходит за счет технического прогресса. Назовите другие факторы, которые обеспечивают повышение производительности труда.
3.В вашу квартиру, в которой в данный момент находитесь только вы,пришли с обыском сотрудники милиции.Они объяснили,что по их данным в вашем доме хранятся наркотики.Какие предусмотренные законом действия вы можете предпринять в данной ситуации?Куда следует обратиться в том случае,если ваши законные действия сотрудники милиции проигнорируют?
 
Билет№8

1.Экономика и ее роль в жизни общества.
2.Прочитай отрывок из работы современного социолога."Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане.У родителей должна быть власть над детьми - это во всеобщих интересах.И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия.В демократической семье власть родителей основывается на неписаном соглашении."Как ты понимаешь слова автора о том,что власть родителей над детьми отвечает всеобщим интересам?Чьи интересы,кроме интересов детей и родителей,здесь подразумеваются?Каким,на твой взгляд,могло бы быть упоминаемое автором "неписаное соглашение" между родителями и детьми?
3.Вам исполняется 16 лет,и в летние каникулы вы решили устроиться на временную работу,чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям.Какие документы вы должны предоставить работодателю?Какой документ вы должны подписать?На какие пункты подписываемого вами документа следует обратить особое внимание?
 
Билет№9

 
1.Экономические системы и собственность.Право собственности.
2.Французский писатель Антуан де Сент - Экзюпери однажды написал:'Глина,из которой ты слеплен,высохла и затвердела,и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта,или поэта,или астронома,который,быть может,жил в тебе когда - то".Установи связь между мнением писателем и тем,что ты изучил в курсе обществознания о развитии способностей человека.Что необходимо человеку,чтобы стать музыкантом,поэтом,художником,ученым?
3.Проанализируйте свой нынешний социальный статус.Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем.Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести?Что вы сделаете для этого?
 
Билет № 10
 
1. Предпринимательство.
2. Гражданин иностранной державы, находясь за рулем автомобиля, совершил наезд на пешехода в одном из городов России. При составлении протокола на месте ДТП между его показаниями и показаниями пострадавшего возникли разногласия: каждый из них доказывал свою невинность. Кто из них в данной ситуации имеет больше прав? Имеет ли право иностранный гражданин на получение квалифицированной юридической помощи и на судебную защиту его прав? Аргументируйте ваш ответ.
3. В одном из девятых классов шел диспут, посвященный выбору профессии. Один из выступающих утверждал, что в основе выбора профессии лежит стремление реализовать свои силы и возможности. Другой высказал соображение, что многими людьми движет желание получать большую зарплату. Третий отметил, что при выборе профессии люди ориентируются на потребности страны вех или иных специалистах. И одна ученица сказала, что важно также видеть пользу, которую выбранная профессия принесет людям. Кого бы поддержали вы? Обоснуйте вашу собственную позицию по обсуждаемому вопросу.
 
Билет № 11
 
1. Органы государственной власти Российской Федерации.
2. Отечественный писать и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воровство, никакое хулиганство не доводило меня до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот… который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его никто не видел, - он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описании ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?
3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие солона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспечения успешности начатого дела?
 
Билет № 12
 
1. Особенности подросткового возраста.
2. М. Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" описал действия мужика, кото­рый, чтобы спасти генералов, "Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков... Потом покопался в земле и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек... разной провизии...". Какую форму деятельности описал автор? Каковы признаки этой фор­мы деятельности и как они отражены в тексте?
3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9-го класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.
 
Билет 13
 
1.Социальная структура общества.
2. Среди ответов учащихся 9-го и 11-го классов на вопрос о том, что такое гуманность, были, например, такие: "Гуманность это когда человек болеет за все"; "Когда человек не перекладывает все на других"; "Гуманность это когда человек уважает себя и других, верит в силы добра"; "Это лучшее из человеческих качеств, когда в любой ситуации этот человек в лучшем смысле человек". Раскрывает ли каждое из этих высказываний смысл понятия "гуманизм"? Объясните ваши выводы. Изложите ваше понимание гуманизма. 3.18-летний брат вашего одноклассника остался без работы в резуль­тате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте ему, как вести себя в этой ситуации. Что необходимо, чтобы получить статус безработного и пособие на время поиска работы? Предложите ваш план действий.
 
Билет 14
 
1.Межличностные конфликты , конструктивное разрешение.
2.Гражданка М. приобрела в магазине красивые и дорогие осенние сапоги. Во время покупки товара хозяин небольшого бутика уверял, что сапоги сделаны из натуральной кожи. Однако через два месяца носки у гражданки М. началась аллергия. Обратившись к специалистам, она узнала, что причиной аллергии были сапоги, сделанные из синтетических матери­алов. Приведите признаки, доказывающие, что продавец хозяин магазина совершил правонарушение. Назовите вид правонарушения и объясните, почему это нарушение относится именно к данному виду.
3. Вам предстоит выполнить учебное социологические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для. выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?
 
Билет 15
 
1.Понятия "правовая норма" и "нормативно-правовой акт". Отличия правовой нормы от норм морали.
2.Слово "школа" по-гречески буквально "досуг", и у древних греков школой считались свободные от обязанностей занятия, развлечения, игры. Разнообразие таких занятий считалось основой развития личности. Как выдумаете, почему древние греки уделяли такое внимание игре? Как влияет игра на развитие человека? В чем ее особенности как формы деятельности?
3.Вам поручили подготовить реферат на тему "Современное информа­ционное общество". Составьте план ваших действий для выполнения этого задания.
 
Билет 16
 
1.Экономические цели и функции государства.
2.Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болезни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмотрено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.
3.В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. "Всех дел не переделаешь", утверждал папа. "Без дела жить только небо коптить", говорила мама. А дочка посмеивалась: "Белые ручки чужие труды любят". Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?
 
Билет 17
 
1.Мышление и речь.
2.В 90-е гг. доход африканских стран, расположенных к югу от Са­хары, снизился по сравнению с концом 70-х гг. Об обострении какой глобальной проблемы свидетельствует этот факт? Какие другие глобальные проблемы существуют в мире?
3.Вам исполнилось 16 лет, и вы решили устроиться на работу. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Какую вы предложите информацию о себе будущему работодателю, чтобы получить желаемое место работы?
 
Билет 18
 
1.Налоги, уплачиваемые гражданами.
2.Председатель Конституционного суда Российской Федерации В. Д. Зорькин считает: "Любая демократическая конституция создается для граждан и для властей, но по-разному. Конституция призвана гарантировать права и свободы граждан. Что касается любой из властей, она должна ограничить их свободу действовать "по усмотрению по отношению как к гражданам, так и к другим властям. Конституция в отличие от других законов нуждается в гарантиях повышенной стабильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых полити­ческими устремлениями". Сформулируйте главные идеи текста. Опираясь на знания курса, объяс­ните, почему конституция нуждается в гарантиях повышенной стабиль­ности.
3.Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компа­нии друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными соци­альными ролями? Если да, то как вы. их можете разрешить?
 
Билет 19
 
1.Человек и его ближайшее окружение.
2. Определите, о каком виде юридической ответственности идет речь в перечисленных случаях: а) ответственность наступает только за совершение преступления. Реализуется ответственность в наиболее жесткой форме го­сударственного принуждения лишения свободы; б) ответственность вы­ражается в таких мерах, как выговор, строгий выговор, увольнение и др.; в) ответственность выражается в возложении на виновного обязанности воз­местить причиненный им имущественный вред. Приведите примеры право­нарушений, за которые последует соответствующий вид юридической ответ­ственности.
3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взло­ман. Каковы будут ваши действия?
 
Билет 20
 
1.Личность. Межличностные отношения.
2. Каким кодексом предусмотрена зашита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих пра­воотношений.
3.Вы решили укрепить свое здоровье и приобрести все необходимое для занятий лыжным спортом. Определившись с предметами покупки, вы оценили свои денежные ресурсы. Осталось выбрать место и условия покуп­ки. Есть несколько вариантов выбора: объявления в газете, местный потре­бительский рынок, крупный универмаг, специализированный магазин. Как осуществить доступную и качественную покупку желаемого? Предложите ваши действия и обоснуйте ваш выбор.
 
Билет 21
 
1.Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
2.Инженер, закончивший вуз в середине позапрошлого века, мог не заботиться о повышении квалификации до конца своей трудовой биогра­фии институтского багажа было вполне достаточно. Знания выпускников начала прошлого века устаревали через 30 лет; современные инженеры должны переучиваться каждое десятилетие. О какой черте (тенденции) об­щественного развития говорят приведенные факты? Почему современные специалисты должны так часто обновлять свои знания?
3.Вашему классу дали задание подготовить устный журнал "Экономи­ческие проблемы развития нашего региона". Предложите план подготовки журнала. Какие страницы можно включить в журнал? Где найти материал для их оформления?